Вчера немецкие депутаты одобрили закон, который, хоть и с большим числом ограничений, но все-таки разрешает проведение предимплантационной диагностики эмбрионов, которые получены путем искусственного оплодотворения. Из 594 депутатов бундестага за принятие этого закона проголосовало 326.
Теперь, до того, как зародыш будет перенесен в матку, на третий день после искусственного оплодотворения, у него будут брать на анализ одну из клеток и проверять ее на наличие аномалий хромосом или генетических мутаций. Процедура будет проводиться исключительно в том случае, если родители страдают тяжелыми наследственными заболеваниями, и высока вероятность выкидыша, рождения мертвого или тяжелобольного ребенка.
Вплоть до принятия закона не утихали жаркие споры о том, не будет ли проведение ПГД ущемлять права инвалидов. Устранение «бракованных» зародышей, по мнению некоторых депутатов способно сформировать отношение к инвалидам, тяжелобольным людям, как к людям второго сорта. Кроме того, высказывалось мнение, что техническая возможность получить здорового ребенка может со временем перерасти в желание иметь «супер» ребенка.
Мнение о том, что благодаря ПГД инвалидов будут считать «менее ценными» гражданами высказала депутат от партии «Зеленых»— Katrin Goering-Eckardt (Кетрин Геринг-Экардт). Опасения относительно стремления к рождению «супер-детей» высказывал один из «левых» депутатов Илья Зайферт. А глава фракции ХДС в бундестаге Фолькер Каудер счел нужным предостеречь коллег о том, что само вмешательство человека в процесс зарождения жизни может иметь «страшные последствия».
В общей сложности лепутаты рассмотрели три законопроекта. Первый — полностью запрещал ПГД, второй — разрешал, но с некоторыми исключениями, а третий — разрешал с рядом ограничений. Рождение мертвого ребенка или выкидыш — серьезное потрясение для родителей, и ПГД представляет собой возможность избежать трагедии. Нельзя забывать и о том, что в связи с высокой стоимостью процедуры искусственного оплодотворения, совершенно естественно желание родителей свисти к минимуму возможность рождения мертвого ребенка или выкидыша. Не всякая психика и далеко не всякий кошелек способен выдержать множество неудачных попыток завести ребенка.
Высказала свое мнение и министр труда, мать семерых детей, Урсула фон дер Лайен. Она поддержала законопроект, разрешающий проведение ПГД, отметив, что максимально полная диагностика в период беременности — неотъемлемое право каждой женщины. Она также высказала предположение о том, что многие пары, в связи с тяжелыми наследственными заболеваниями могут испытывать страх перед рождением потомства и именно ПГД поможет им с такими страхами справиться. Поддержала предимплантационную диагностику и бувшая уполномоченная по делам инвалидов Карин Эверс-Майер.