Заикание – одна из самых древних проблем человечества, возникшая вместе с появлением речи как средства общения. Известно, что еще Египетские фараоны страдали заиканием. Авиценна первым обратил внимание на то, что заикание чаще встречается у мужчин вследствие слабости их эмоциональной устойчивости.
Древнегреческий врач Неоптолем, живший в IV веке до нашей эры, использовал эти наблюдения в своей практике, и, судя по всему, он был хорошим психотерапевтом. Одним из его пациентов был великий оратор Древней Греции Демосфен, чьи речи отличались последовательностью и удивительной плавностью.
Детство Демосфена было трудным: он рано осиротел и остался на попечении людей, которые мало интересовались им. Был он крайне впечатлительным и робким, отличался слабым дыханием и тихим голосом. Он падал духом при малейших неприятностях и сильно расстраивался, отчего заикался.
Неоптолем помог ему справиться с собой и рекомендовал декламирование стихов на берегу моря под шум волн, а также уединенные занятия в темной пещере, состоящие из мысленного повторения тех же стихотворений. Освободившись от недуга, Демосфен освоил ораторское искусство и стал оратором в суде. Его речи принесли ему широкую известность, а до нас дошло имя его врача.
Уинстон Черчилль в детстве тоже страдал заиканием, что не помешало ему стать известным политиком.
Первая монография по заиканию была написана в 1889 году приват-доцентом Кафедры психиатрии Санкт-Петербургской медико-хирургической Академии Иваном Алексеевичем Сикорским.
Заикание у детей имеет свои особенности. Психика ребенка отличается от психики взрослого. В психике детей преобладает первая сигнальная система: возбуждение доминирует над торможением. Поэтому дети более восприимчивы ко всему – и хорошему, и плохому.
Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.
Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.
Причины – ранние аффективные переживания: неблагоприятное протекание беременности, тяжелые роды, недостаточное внимание к ребенку, игнорирование его потребностей, подавление личности. Ребенку для того. Чтобы нормально развиваться, необходимо подтверждение того, что он желанен и любим. Дефекты, возникшие в раннем детстве, с трудом поддаются коррекции.
Течение:
Детская поликлиника Литфонда