В связи с тем, что заикание является весьма сложным речевым дефектом, с разнообразными проявлениями, необходимо проводить всесторонне комплексное обследование и комплексное лечение: медицинское, логопедическое и психологическое.
Практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода.
Комплексное воздействие на заикающегося складывается из следующих направлений:
1. Медикаментозное воздействие - проведение курсов медикаментозного лечения нервной системы, включая физиотерапию.
2. Психотерапевтическое воздействие постоянно проводится на логопедических занятиях. Надо убеждать, что он может и должен говорить без заикания, постоянно подчеркивать его успех.
3. Логопедическое воздействие осуществляется длительно: дети дошкольного возраста определяются в речевые сады в группы для детей с заиканием, дети школьного возраста
получают логопедическую помощь в логопедических кабинетах при массовых школах.
Постоянные упражнения в плавной, свободной от заикания речи, закрепляют рефлекс на здоровую речь. Основной принцип логопедического воздействия заключается в том, что мы не коррегируем отдельные проявления дефекта, а ставим своей целью формирование у заикающихся нового речевого навыка.
Большое значение для успешного преодоления заикания имеет также речь окружающих.
Заикающиеся дети должны слышать только неторопливую, спокойную речь. Тогда заикающиеся подражают этой манере говорить.
Отношение к таким детям должно быть ровным, ласковым, без порицаний. Успехи должны поощряться. Важную роль играют правильное соблюдение общего и речевого режима, рациональное питание, обязательный дневной сон, физическая закалка. Вот такой комплексный подход к речевому нарушению дает положительную динамику и гарантирует успех в лечении речевого дефекта.