Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитание, мешает речевому общению. Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).
1. Чаще встречается функциональное заикание, когда отсутствуют органические поражения в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы.
Функциональное заикание возникает у детей в возрасте от 2х до 5 лет.
2. В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях).
Такое заикание может возникнуть в любом возрасте.
1. Одной из причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка. В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторением отдельных звуков или слов. В дальнейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение) и возникает заикание.
2. Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках – и начинает заикаться.
3. Часто у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.
4. Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.
5. Заикание может возникнуть и в результате подражания.
Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях.
Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость, а также наследственная предрасположенность.
Заикание возникает большей частью, когда дети начинают говорить самостоятельными фразами. Артикуляция на этом этапе ещё не точная. Так как моторные речевые связи недостаточно закреплены, ребёнок понимает и знает больше, чем может выразить с помощью речи. Он подыскивает выражения и при этом начинает повторять слоги или слова. Этот период продолжается несколько месяцев, окружающим не следует обращать внимание, не заострять внимания на неудачах.