Онкомаркер — это специфическое вещество, которое может быть обнаружено в крови или моче онкобольного. Такие специфические вещества представляют собой одну из важнейших составляющих всего диагностического комплекса в онкологии. На сегодняшний день измерение уровня онкомаркеров применяется не только в диагностических целях, но также и в процессе лечения, для оценки эффективности проводимого лечения, в процессе наблюдения за состоянием пациентов, страдающих от онкологических заболеваний. Также уровень онкомаркеров может учитываться в процессе принятия решения о прекращении либо продолжении использования консервативной терапии.
Среди отечественных ученых первыми обнаружили онкомаркеры на модели рака печени Г. И. Абелев и Л. А. Зильбер. При изучении белкового состава опухолевых, а также интактных гепатоцитов, эти ученые изначально планировали выявить какие-либо белковые антигены вируса, который предположительно вызывал малигнизацию. К немалому удивлению исследователей, маркером рака печени оказался «белок беременных», который синтезируется плацентой — альфа-фетопротеин. Через некоторое время удалось также выяснить, что данный белок повышается в случае появления злокачественных образований яичников. Альфа-фетопротеин — один из первых серологических онкомаркеров, которые входят сегодня в широкую клиническую практику.
Одно из преимуществ такого метода диагностики, как измерение уровня опухолевых мареров — это возможность комбинирования с другими методами для ранней дифференциальной диагностики злокачественного новообразования. И симптомы, и само течение онкологических заболеваний весьма разнообразны. И задача ранней диагностики не теряет своей актуальности. Кроме того, наблюдать за пациентом, чтобы исключить возможность рецидивов и метастаз, необходимо даже после самых радикальных хирургических операций.
Использование онкомаркеров позволяет решить следующие задачи:
Яркий пример — рост онкомаркера са -15-3. Если после успешного на первый взгляд лечения рака молочной железы отмечается рост са -15-3, значит возможен рецидив, либо развитие метастаз через 6-10 месяцев.
Изучение скорости, с которой растет уровень опухолевых маркеров, дает возможность судить не только о наличии, но и о природе заболевания, в том числе о метастазировании. Динамика уровня того или иного маркера представляет гораздо больший интерес, чем результаты единичного измерения.
Регулярное измерение уровня маркеров позволяет выявлять метастазы за 4-6 месяцев до того, как станет возможным их клиническое выявление. Если в ходе лечения, в том числе после проведения операции, не отмечается снижение концентрации онкомаркеров, значит выбранное лечение не эффективно.
К подбору комплекса продуцируемых опухолью маркеров нужно подходить индивидуально. ВОЗ на сегодняшний день рекомендует такие интервалы для взятия проб:
Онкомаркер отличается от тех соединений, которые продуцируются нормальными клетками. Отличия могут быть как качественными, так и количественными. Макромолекулы, как правило, это белки с липидным или углеводным компонентом, могут формироваться внутри самой опухоли или же на поверхности клеток злокачественного образования. Также маркеры опухолевого роста могут образовываться в других клетках в результате индукции.
Часть мареров опухолевого роста секретируется в кровь, и иммуноферментный анализ позволяет определить их концентрацию. Пока нет возможности «увязать» какой-либо онкомаркер с конкретным органом (исключением из правил является ПСА) Пока ни один из маркеров не охарактеризован как обладающий 100% специфичностью к одному из органов. Тем не менее, уже есть возможность в зависимости от уровня определенных онкомаркеров делать предположения о локализации опухоли.
Уже известны опухолевые маркеры, которые указывают на: