Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить.
Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух играет большую роль в интеллектуальном развитии ребенка, слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром. Сниженный слух снижает и интеллект, и речевое развитие ребенка.
Сохранный физический слух является необходимым условием для успешного овладения детьми чтением и письмом.
Определяется два вида слуховой недостаточности - глухота и тугоухость:
Глухота – наиболее выраженная степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится не возможным. Полная глухота встречается редко, во многих случаях сохраняется хотя бы небольшие остатки слуха.
Глухота может быть врожденный и приобретенной.
Причины врожденной глухоты:
• Неправильное развитие слухового органа во внутриутробном периоде, влияние наследственного фактора.
• Неприятные условия для развития плода в результате вредных факторов в период беременности матери: перенесенные заболевания – грипп, корь, травмы, употребление матерью алкоголя, травмы плода в первые месяцы жизни.
Приобретенная глухота является результатом воспалительных процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве при различных заболеваниях.
Тугоухость – поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха.
Снижение слуха наступает чаще всего как результат острого или хронического воспаления среднего уха, как осложнение медикаментозного лечения ототоксичными препаратами (стрептомицин и другие) и др. Тугоухость может быть разной степени – от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи.