Капризы – вечная проблема воспитания.
Слово «каприз» происходит от итальянского слова «копра» - коза и означает привередливость, переменчивость настроения, стремление настоять на своем, упрямство. Слово вошло в обиход в 18 веке.
Капризы встречаются в любом возрасте. Помните сказку Пушкина и старуху у разбитого корыта, которой не давали покоя ее фантазии?
Известно, что с самого своего рождения ребенок уже четко знает, что плач привлекает внимание и помогает добиться желаемого. И действительно: вид плачущего ребенка никого не оставляет равнодушным. В этом залог его душевного благополучия. Эмоциональный контакт с ребенком обеспечивает не только эмоциональное, но и умственное его развитие. Без поддержки родителей ребенок не может развиваться полноценно, поскольку его нервная система еще очень слабая. Слабость ее связана с доминированием в психике ребенка первой сигнальной системы – преобладания возбуждения над торможением. Ребенок быстро возбуждается, но медленно успокаивается. Поэтому ему часто трудно бывает угомониться без посторонней помощи. Он еще многого не понимает, вследствие чего его поведение во многом непредсказуемо. Это создает трудности ему самому, а также его близким. К тому же он еще не умеет выражать свои переживания с помощью слов. Плач и беспокойное поведение означают его призыв о помощи. Но если взрослый не реагирует на состояние ребенка, то реакция его усиливается до тех пор, пока не превратится в истерику, поскольку неокрепшая детская психика не выдерживает длительного напряжения.
Истерика – неконтролируемый выброс эмоций, выпускание пара. Главное отличие каприза от истерики состоит в том, что каприз при достижении желаемого прекращается, а при истерике же ребенок сам с собой справиться не может. Это следствие неправильного воспитания. Истерики, как правило, случаются по одному и тому же поводу – нежелание ребенка делать то, что он еще не умеет делать, или нежелание родителей дать ребенку то, чего он желает. Истерики, вошедшие в привычку, становятся привычной формой поведения. Поэтому важно вовремя обратить на это внимание и принять меры, обратиться за помощью, чтобы научить ребенка самому справляться со своими эмоциями. Мир так устроен – мы не всегда получаем желаемое. И с этим приходится считаться. Воспитание – формирование полезных привычек, необходимых ребенку в его дальнейшей жизни.
Типичная ошибка многих родителей – стремление дать ребенку как можно больше. Больше игрушек, больше развлечений, больше денег. Но «больше» - не значит «лучше». Только ребенок знает, что в данный момент ему нужнее всего. Как говорится, «Хороша ложка к обеду». Самое важное для ребенка – любовь и понимание близких. Капризы – это проявление права ребенка на собственную индивидуальность. Капризы зачастую означают желание ребенка убедиться в том, что взрослые рядом, чувствуют и понимают его и готовы в любой момент прийти на помощь. Ребенку необходимо подтверждение того, что он любим. Тогда и он сможет ответить вам тем же. Не только родители должны заботиться о детях, но и дети – о родителях. И задача родителей – помнить о том, чтобы в старости не оказаться у разбитого корыта.
Детская поликлиника Литфонда