Дети, недолюбленные в детстве, на всю жизнь остаются детьми.
Инфантилизм – явление универсальное. Оно присуще любому человеку – ведь мы все родом из детства. Латинское слово infantilis означает детскость. Термин «Инфантилизм» ввел в обиход французский невропатолог Эрнст – Шарль Ласег в 1864 году.
Инфантилизм у детей проявляется в сохранении черт поведения, присущих предыдущему этапу развития. И отчасти этому способствует гипертимия детского возраста – преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.
Дети живут настоящим, их манит новизна. Им не сидится на одном месте - ведь вокруг так много интересного. Стремление к познанию ребёнок реализует в игре. А поскольку в психике ребёнка доминирует подсознание, то детские переживания отмечаются особой яркостью и насыщенностью. Интенсивность эмоций, сопровождающих игру, облегчает освоение окружающего мира и овладение навыками общения. Сильная симбиотическая привязанность ребёнка к матери и слабое стремление к самостоятельности отражается на адаптации ребёнка к условиям его существования и его поведении. Ребёнок в своем развитии может соответствовать возрасту, но при этом предпочитать роль ребёнка младше своего возраста и находить в этом удовольствие. Особенно если окружающий его мир кажется ему неприятным и пугающим. Тогда, сталкиваясь с трудностями, он не пытается справиться с ними самостоятельно, а ищет помощи у окружающих, тем самым возвращаясь на инфантильный уровень поведения.
Тенденция возвращения к привычному уровню поведения в новой для себя ситуации присуща каждому человеку. Но, осмотревшись и сообразив, что делать дальше, мы адаптируемся к ней. Так и ребёнок – преодолевая препятствие за препятствием – растёт и развивается.
Инфантилизм как проблема
Инфантилизм может быть частичным (при неадекватном отношении к ребёнку и неправильном его воспитании) и тотальным (при олигофрении).
Австрийский невропатолог Вильгельм Штекель в 1911 году установил, что инфантильность – следствие фиксации на инфантильной стадии развития.
Если в раннем детстве блокируется инициатива ребёнка, то навыки самостоятельности остаются несформированными. А задержка развития эмоционально-волевой сферы отрицательно сказывается на становлении личности. И если ребёнок теряет интерес к реальности, а своё предпочтение отдаёт игре, тогда инфантилизм становится проблемой, поскольку происходит задержка развития лобных долей головного мозга с их функцией долговременного целеобразования и планирования. Она предопределяет задержку в развитии воли. Волевой компонент заложен в темпераменте, а он не развивается. Психическое развитие следует жесткой программе и упущенное по возрасту становится упущенным навсегда. А это очень печально, ведь этого можно избежать, если знать об этом заранее.
Вначале была мама…
Адекватное отношение к ребёнку – залог его развития.
Младенец и мать пытаются приспособиться друг к другу. Контакт между ними даёт возможность двум отдельным существам почувствовать себя единым целым. А ребёнку это необходимо ещё и для обретения собственной целостности. Окружение, отвечающее взаимностью, позволяет ребёнку обнаружить своё «Я» и научиться адекватно оценивать ситуацию.
Эмоциональное развитие отмечается волнообразным течением: спадами и подъёмами. Постепенное накопление информации и переход количества в качество сопровождается подъёмом с последующим возвращением на исходную позицию. Со временем колебание становится менее выраженным, но полностью не проходит. Постепенное накопление знаний о себе и об окружающем мире способствует приспособлению к условиям существованиям.
Ребёнок большую часть времени проводит с матерью. Но если мать эмоционально не уравновешена,не уверена в себе и беспокойна, то своей тревожностью и несдержанностью она негативно воздействует на ранимую психику ребёнка, вызывая в нём тревогу и беспокойство. Беспокойство матери провоцирует нежелательные поведенческие реакции малыша – непослушание, капризы, упрямство, стремление во что бы то ни стало стоять на своём, вплоть до истерик, а также ухудшения аппетита и сна. Потеря тесного эмоционального контакта, недостаток внимания и ласки влекут за собой отставание в развитии. Постоянные ограничения свободы ребёнка ведут в дальнейшем к социальной дезадаптации. Ребёнок, растущий под фрустрирующим воздействием доминирующей матери и испытывающий разочарования в эмоционально тусклом отце, при отсутствии достойных примеров для подражания заметно отстаёт от сверстников в развитии. Кроме того, значительно страдает его самооценка. Тогда срабатывает компенсаторный механизм и происходит уклонение от адекватной оценки реальности из-за несформированных навыков самостоятельности. Заниженная самооценка компенсируется завышенными требованиями к окружению и нежеланием взрослеть . Родители ребёнка, с одной стороны, отрицательно относятся к инфантильности своего дитяти, а с другой стороны, пользуются представленной возможностью управлять им и бессознательно не хотят, чтобы он взрослел. И если соответствующие меры не предпринимаются, инфантилизм сменяется личностной дисгармонией, а завершается акцентуацией характера или психопатией истерического типа.
Задача психотерапевта – помочь понять, что и почему происходит в душе ребёнка, чтобы вернуть его к реальности.
Инфантилизм можно сравнить с детской коляской, в которой вначале хорошо и комфортно, а потом тесно и совсем неудобно.
Жизнь понарошку или игра в реальность
Инфантилизм – это имитация детских эмоциональных состояний ради снижения уровня тревожности, защитная форма поведения, позволяющая на время облегчить тягостное состояние.
Инфантилизм не зависит от возраста – он встречается и в 7 и в 77 лет. Для его предотвращения необходимо четкое понимание причин его возникновения и настойчивость для их устранения. Но главное – сохранение интереса к реальности и стремление исправить допущенные ошибки.
Стремительный рост инфантилизма вызывает тревогу. Инфантилизация общества – одна из причин демографического спада – снижения рождаемости. Зачем детям свои дети, если они сами ещё дети… По подсчётам социологов, количество инфантильных женщин растёт быстрее, чем число инфантильных мужчин.
Как быть и что делать?
Особое значение имеет профилактика. Надо загодя думать о будущем своих детей и прививать им с молодых ногтей навык владения своими эмоциями.
Главное – не мешать их самостоятельному развитию.
Представить им возможность делать свои ошибки, чтобы они могли на своем опыте прочувствовать, когда и отчего бывает больно.
Научиться на ходить общий язык с другими детьми, прощать обиды и промахи, проще относиться к неприятностям, радоваться даже малым успехам, упорно следовать выбранной цели.
Чтобы воспитать личность – надо и самому быть личностью. И чем раньше вы начнёте относиться к своему ребёнку как к личности, тем раньше он станет ею. И помните: дети, недолюбленные в детстве, на всю жизнь остаются детьми.
Детская поликлиника Литфонда