Наша жизнь стремительно меняется, и далеко не всегда к лучшему. Перемены негативнее всего воздействуют на неокрепшую детскую психику. В настоящее время количество «проблемных» детей возросло, и, согласно статистике, составляет 25% всего детского населения.
Ключевой фактор проблемы – это дисбаланс процессов возбуждения и торможения, замедление темпов созревания коры и подкорковых структур головного мозга, и как итог – снижение возможностей адаптации к условиям существования.
Это обусловлено тем, что у плода мужского пола более выраженная уязвимость, вследствие высокой специализации полушарий головного мозга. У девочек специализация менее выражена, поэтому их компенсаторные возможности выше. При неблагоприятных обстоятельствах эмоциональное развитие ребенка замедляется, что тормозит созревание мозга, и причиной этого является дефицит внимания. Потребность в любви – доминирующая потребность ребенка, и недостаток ее чреват порой непоправимыми последствиями.
Попробуем разобраться. Дефицит внимания – диагноз немного невнятный и требует объяснения, особенно в стране, где дефицитом чего-либо удивить трудно. Помните, у Райкина в монологе товароведа: «Пусть все будет, но чего-то пусть все-таки не хватает»? Поэтому ассоциации с этим понятием сложились вполне определенные.
Изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью началось с конца, с гиперактивности, лежащей на поверхности.
В 1846 году немецкий психоневролог Генрих Гоффманн его ввел в употребление, описав симптомы своего трёхлетнего сына Филиппа в статье «Непоседа Фил». Мальчик был крайне непоседливым, и, проанализировав его поведение, доктор предположил, что «корень зла» кроется в невнимательности ребенка, но не смог распознать причины, вызвавшие ее. Он пытался проблему превратить в шутку, сочиняя для него сказки и смешные истории, интуитивно понимая, что именно доверительного общения тому и не хватает, но чётко сформулировать это у него не получилось.
Давайте попробуем сделать это вместе. Попытка превратить проблему в шутку свидетельствует о поверхностном понимании сути недуга. Это – болезнь, и она требует длительного и кропотливого лечения. Молодой доктор Гоффманн, занятый частной практикой, профессиональным ростом, увлеченный работой, мало уделял внимания воспитанию своего первенца.
Его жена, в силу юного возраста, тоже мало интересовалась ребенком, ее больше волновали фасоны нарядов и болтовня с подругами. В это время ребенок был предоставлен самому себе, играл с пуговицами и обрезками тканей на полу в гостиной, ведя малоподвижный образ жизни. Он был лишён тесного взаимодействия с мамой. Внимание на душевное неблагополучие ребенка обратили только тогда, когда он стал непослушным и капризным, пытаясь таким своим поведением привлечь к себе внимание родителей. Ведь ребёнок был лишён главного – материнского внимания и заботы.
Между малышом и матерью существует симбиотическая связь, позволяющая им лучше чувствовать и понимать друг друга даже без слов. Это заложено природой, и это во благо. Но существует и негативный аспект. Если мать не имеет опыта в воспитании ребенка, не знает, как это делать, не уверена в себе и своих силах, эмоционально неуравновешенна, то этим самым она негативно воздействует на чувствительную психику ребенка, вызывая в нем тревогу и беспокойство. Беспокойство матери провоцирует нежелательные поведенческие реакции малыша.
Колебания настроения: от попустительства до чрезмерной строгости, когда отсутствие контроля сменяется гиперопекой – такие качели расшатывают психику ребёнка, и создают избыточное внутреннее напряжение, которое проявляется в хаотичной двигательной активности. Отсутствие тесного эмоционального контакта, недостаток общения и ласки влечет за собой отставание в развитии. Эмоционально неустойчивая мама переполненная недовольством и негативными эмоциями, постоянно заражает ребенка своим беспокойством, и тем самым формирует у него неадекватное отношение к миру. В итоге ребенок теряет связь с действительностью. Деморализованный ребенок предпочитает путь наименьшего сопротивления, отстает в развитии и остается инфантильным и неприспособленным к жизни. И не столь важно при этом, гипер- или гипоактивен он. Обделённость вниманием матери малыша оборачивается потерей интереса ребёнка к себе.
Мать привыкает к неугомонности ребёнка и воспринимает её, как нечто само собой разумеющееся. Первыми обращают внимание на странности в поведении ребёнка воспитатели детских садов, медсёстры и врачи детских поликлиник. К сожалению, это чаще всего случается, когда процесс болезни уже запущен. И когда ребёнок попадает на приём к врачу-психотерапевту, то у него обнаруживается целый ворох проблем.
Мозг ребёнка от 0 до 5 лет имеет ряд особенностей. Он отличается высокой эмоциональной лабильностью и обострённой восприимчивостью. Вследствие доминирования правого полушария головного мозга, он обладает образным, интуитивным восприятием, благодаря чему мгновенно оценивает ситуацию. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Неуравновешенность процессов мешает сконцентрировать внимание ребёнка на чём-то одном. Возбуждение, возникшее в одной зоне мозга, мгновенно распространяется на весь мозг, и сильные эмоции вызывают состояние заторможенности. Так уставший от сильных впечатлений ребёнок может мгновенно уснуть, даже не дождавшись ужина.
Поэтому потребность в сне у малышей гораздо выше, потому что торможение достигается гораздо труднее. Во сне включаются процессы саморегуляции и снижается уровень возбудимости, осуществляется удаление ненужной информации и перевод информации из кратковременной памяти в долговременную. Кроме того, дети растут во сне. И дефицит сна – угроза росту и развитию. А наш маленький пациент неохотно ложится спать, с трудом засыпает, спит беспокойно, с тревожными сновидениями, просыпается ни свет, ни заря и не может больше уснуть. И как следствие – повышенная эмоциональная лабильность, расторможенность и импульсивность. Повышается утомляемость, раздражительность, нервное истощение. Появляются невротические симптомы: тревожность, страхи, подавленность. Портится характер, формируется комплекс неполноценности. Все эти симптомы говорят о том, что необходимо незамедлительно обратиться за помощью к врачу.
Кстати, понятие «комплекс неполноценности» ввёл венский психоневролог Альфред Адлер в 1907 году. С тех пор из медицинского это понятие стало общепринятым. На размышления по поводу этого комплекса его навели наблюдения за поведением своего сына Курта, и ему удалось продвинуться в понимание проблемы дефицита внимания и гиперактивности ещё на один шаг. Он перенял эстафетную палочку Генриха Гоффманна. Чувство неполноценности уходит корнями в ранее детство. Значение материнской любви очень важно для детского психического развития. Ребёнок чувствует себя неполноценным, если замечает, что нелюбим. Первый опыт ребёнка печален – ощущение своей слабости и зависимости от матери. Поэтому так важно безусловное принятие ребёнка. Когда ребёнка воспринимают таким, каков он есть, и родителям достаточно, что это их ребёнок, то он чувствует свою значимость и адекватно принимает свой положение в семье.
Особую роль в становлении самооценки играет мнение ребёнка о своих родителях. Семейные отношения – основной фактор в формировании самооценки. Тот родитель, который является объектом подражания, оказывает более значимое влияние на развитие ребёнка. Самооценка – ядро индивидуальности. Формирование индивидуальности и происходит в возрасте от 0 до 5 лет. В этот период ребёнок особенно чувствителен к дефициту внимания.
Гиперактивность – это крик души ребёнка и призыв о помощи, так как он ещё не умеет выражать свои переживания иным способом. Важно вовремя определить, обычное ли это непослушание, или же болезнь, связанная с потерей самоконтроля. И если это болезнь, важно как можно раньше начать лечение, так как сама она не пройдёт. Это поможет избежать в дальнейшем нежелательных последствий. Причём, в помощи нуждается не только ребёнок, но и мать.
Задача психотерапевта в том, чтобы помочь матери взять себя в руки, и соблюдать спокойствие при общении с беспокойным ребёнком. А вместо запретов целесообразнее использовать переключение внимания. Очень важно изменить отношение матери к ребёнку, тем самым сделать общение более доверительным и уважительным. Доброжелательность, сочувствие и понимание способствуют улучшению взаимоотношений. При этом важно переключить внимание матери на достоинства ребёнка, а не на кажущиеся ей недостатки.
Позитивная модель поведения матери способствует повышению самооценки ребёнка и укреплению его уверенности в своих силах. А также развитию его самостоятельности. Для этого также необходимо придерживаться чёткого и размеренного образа жизни. Необходимы длительные совместные прогулки на свежем воздухе, обсуждение впечатлений и переживаний, волнующих ребёнка и маму. Целесообразно привлечь к воспитанию отца, ведь мальчику важен пример мужского поведения.
К сожалению, сейчас многие дети предоставлены сами себе, большую часть своего времени они проводят у экранов телевизоров и компьютеров, ведут малоподвижный образ жизни. Родители вынуждены заботиться об их пропитании и одежде, обеспечении всем необходимым. А вот о душе ребёнка думают, как правило, в последнюю очередь. Как известно, дети растут не от еды, а от радости, сочувствия, и понимания. Именно этого им не хватает больше всего. Важно знать, как ведёт себя ребёнок в ситуации, требующей от него самоконтроля, какие трудности у него возникают. И в какой помощи родителей он нуждается больше всего, чтобы справиться с возникающими у него проблемами. Важно помочь ребёнку развить навыки самоконтроля.
Помните, в начале статьи мы упоминали цитату из Аркадия Райкина? Так вот, пусть лучше не хватает чего-нибудь другого, но не любви, заботы и внимания. И запомните, что инфантилизм – следствие дефицита внимания.
Детская поликлиника Литфонда