В некоторых случаях ребенку может быть назначено такое исследование, как электроэнцефалография.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. Набор визуальных кривых, получаемых в ходе электроэнцефалографического исследования, называется электроэнцефало-граммой. Известно, что основными элементами центральной нервной системы являются нервные клетки – нейроны. В головном мозге человека насчитываются миллиарды нервных клеток. Нейроны обладают уникальной особенностью – они способны генерировать и проводить электрические импульсы. Суммарная активность большого количества нейронов формирует так называемую биоэлектрическую активность головного мозга. Ее можно регистрировать с электродов, располагаемых на поверхности головы пациента.
Запись ЭЭГ является отражением работы мозга. У детей методика ЭЭГ позволяет правильно оценить не только состояние функциональной активности мозга, но и этапы качественного развития биоэлектрической активности головного мозга в течение первых лет жизни, а также дает ценную информацию о наличии патологических изменений биоэлектрической активности при различных заболеваниях центральной нервной системы. В силу появления новых технических возможностей, в последнее время наиболее актуальной становится проблема обследования маленьких детей для оценки тяжести нарушений, течения и исхода поражений головного мозга.
Показания к проведению ЭЭГ
Как регистрируют ЭЭГ
Электроэнцефалографическое исследование новорожденных и детей первых лет жизни проводится в амбулаторных условиях. Пациента размещают в затемненной экранированной камере (обычно это небольшая свето- и звуконепроницаемая комната, в которой имеется стул, кушетка или пеленальный столик и находится электродный короб – часть регистрирующего устройства с проводами и электродами).
Исследование детей первого года жизни проводится в положении лежа на руках у матери или на пеленальном столике. Прежде всего, на голову ребенку надевают специальную шапочку. Ее внешний вид может быть разным. Это может быть цельная шапочка-шлем из тонкой ткани, а может быть «сетка» из мягких резиновых жгутиков, под которые врач в определенном порядке вручную располагает несколько электродов. С помощью металлических «крокодильчиков» к каждому электроду присоединяют по одному изолированному проводу, подключенному к энцефалографу.
Подключение всегда производится через усилитель, поскольку биотоки настолько малы, что иначе зарегистрировать их было бы невозможно. Именно из-за слабости токов, протекающих в электродах и проводах, данная методика является совершенно безопасной. Кроме того, все оборудование имеет надежное заземление.
Перед наложением электроды смачивают водой, физиологическим раствором или гелем на водной основе (он совершенно безвреден, легко смывается водой или стирается влажными детскими салфетками и служит для того, чтобы между электродом и кожей головы не было воздушной прослойки. Иногда участок кожи головы под электродом протирают ватой, смоченной в спирте, так как кожный жир затрудняет проведение слабых электрических импульсов. На ушки малыша с помощью мягких клипс устанавливают референтные (неактивные) электроды, которые также смачивают водой. При исследовании ребенка следует обращать особое внимание на положение головы, которая не должна быть наклонена вперед, чтобы избежать мышечных артефактов (искажений в ЭЭГ).
Исследование детей раннего возраста проводится в состоянии естественного дневного сна, между двумя кормлениями. Если малыш не засыпает, активен или плачет, надо предложить успокоить, покачать его или покормить. Исследование продолжится, когда кроха успокоится и его движения сведутся к минимуму. Если необходимо, поправить электроды или надеть шапочку заново.
Накануне необходимо искупать малыша, чтобы головка была чистой. Время регистрации ЭЭГ должно соответствовать времени естественного дневного сна ребенка, а продолжительность исследования обычно составляет около 20 минут. После предыдущего кормления до момента исследования ребенка не следует кормить и давать ему спать (ребенка кормят непосредственно перед исследованием, что облегчает процесс засыпания в условиях проведения ЭЭГ).
Родителям нужно порекомендовать взять с собой любимую пустышку малыша и бутылочку с привычной жидкостью – молочной смесью или водой, если он на искусственном вскармливании. Если ребенок на грудном вскармливании, перед исследованием можно сцедить немного молока в бутылочку и взять с собой – возможно, покормить ребенка во время исследования из бутылочки будет удобнее, чем брать его на руки и кормить грудью, нарушая положение электродов. Впрочем, это совсем не обязательно.
Обследование детей раннего возраста, от 1 года до 3 лет, во время бодрствования бывает затруднено из-за их неспокойного состояния и невыполнения инструкций. Необходимо определять время исследования так, чтобы малыш был наиболее спокоен, не уставший, не голоден и пр. Ребенку постарше надо брать с собой любимую игрушку, книжку, а также новую, незнакомую игрушку, которая сможет отвлечь его. Заранее, спокойно, с улыбкой объяснить крохе, куда вы собираетесь пойти, кто там будет и что будет происходить. Каждая мама сможет найти такой подход к своему малышу, при котором в ЭЭГ-кабинете он будет чувствовать себя не только в безопасности, но и вовлеченным в какую-то новую, интересную игру; это поможет избежать слез и даже получить удовольствие от исследования.
При благоприятной ситуации регистрация ЭЭГ у детей этой возрастной группы может быть проведена в состоянии бодрствования при закрытых глазах или при открытых глазах – в состоянии привлеченного внимания. Предпочтительно обследование в положении сидя, можно на коленях у матери.
Процедура регистрации ЭЭГ при обычном обследовании продолжается около 15–20 минут и включает в себя запись «фоновой кривой» и запись ЭЭГ при различных функциональных состояниях. При необходимости может применяться длительная мониторинговая запись.
Стандартно ЭЭГ-исследования включает в себя пробу с открыванием глаз, 3-минутную гипервентиляцию, фотостимуляцию на частоте 2 и 10 Гц. Данные пробы должны проводиться всем обследуемым, независимо от предполагаемого диагноза. При необходимости производится фоно- или фотостимуляция на частотах до 20 Гц. Кроме того, в специальных случаях применяются: сжимание пальцев в кулак, звуковые стимулы, прием различных фармакологических препаратов, а для детей постарше – психологические тесты.
Проба «открыть-закрыть глаза» проводится обычно длительностью около 3 секунд с интервалами между последовательными пробами от 5 до 10 секунд. Врач громко и отчетливо попросит ребенка сначала закрыть глаза, а затем открыть; обычно детям нравится это задание. При необходимости процедуру повторяют.
Считается, что открывание глаз характеризует переход от состояния покоя к деятельности (большую или меньшую инертность процессов торможения), а закрывание глаз характеризует переход к покою (большую или меньшую инертность процессов возбуждения).
При проведении пробы с гипервентиляцией ребенку необходимо дышать редкими, глубокими вдохами и выдохами в течение 2–3 минут, иногда дольше. Эту пробу удается провести у детей старше 3 лет, часто в форме игры, предлагая ребенку «надуть воздушный шарик» или «подуть на горячий чай». Данная методика дает возможность диагностировать скрытую эпилепсию (протекающую без наличия судорог и других внешних проявлений), даже позволяет предсказать судорожный припадок. С помощью этого исследования также могут быть выявлены и другие нарушения, например внутримозговые воспаления и воспаления оболочек мозга, мозговые опухоли, различные дисфункции, хронический стресс и переутомление. При этом специалист оценивает не только наличие и локализацию нарушений, но и их временную продолжительность после окончания гипервентиляции.
Световая ритмическая стимуляция (фотостимуляция) проводится с помощью специальной лампочки, которая воспроизводит короткие яркие ритмические вспышки света; пациент видит их прямо перед собой, хотя глаза остаются закрытыми. Как правило, это исследование не доставляет дискомфорта. В результате такой стимуляции на ЭЭГ появляются ритмические ответы разной степени выраженности, по частоте повторяющие ритм световых мельканий. С помощью этого исследования удается оценить правильность развития головного мозга у детей, выяснить степень задержки психоречевого, психомоторного развития. Фотостимуляция также может выявить наличие у пациента эпилептической активности.
В нашей поликлинике результаты ЭЭГ выдают на руки родителям в день исследования или на следующий день, а копию заключения оставляют в амбулаторной карте. Если у ребенка обнаружена какая-либо патология, желательно при дальнейших ЭЭГ-исследованиях иметь с собой протоколы предыдущих исследований, чтобы врач мог отследить динамику изменений работы мозга.
Необходимо учитывать, что нервная система малыша «взрослеет», созревает; поэтому картина ЭЭГ очень сильно меняется с возрастом ребенка. Понятие общей возрастной нормы в электроэнцефалографии также нельзя считать строго определенным, поскольку у маленьких детей значительно выражены индивидуальные различия в ЭЭГ.
При прочтении заключения по ЭЭГ родителям следует помнить, что право постановки окончательного диагноза принадлежит детскому невропатологу. Только врач-невропатолог, наблюдающий вашего малыша, сможет сделать адекватные выводы о состоянии его нервной системы, собрав в единый комплекс все данные: результаты лабораторных анализов, основных и дополнительных исследований, заключения других врачей-специалистов. Если после приема у вас остались вопросы, в том числе по ЭЭГ, задавайте их сразу, в кабинете врача.
Добавим, что электроэнцефалография является совершенно безвредным методом исследования, не имеющим противопоказаний, и может проводиться детям любого возраста (в том числе новорожденным и детям раннего возраста) необходимое количество раз.