← свернуть обратно
Медицинские статьи: Психиатрия
Оглавление
Детская тревожность и беспокойность

Детская тревожность и беспокойность

В последнее время заметно увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством и неуверенностью в себе. Их беспокойство обусловлено неготовностью к адекватной реакции на сложившиеся обстоятельства. Недооценка своих сил у таких детей сопровождается переоценкой своих опасений. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам и склонны отказываться от деятельности, в которой испытывают неудачи, не доводя начатое до конца. У них легко заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий они более непосредственны и естественны, на занятиях – скованны и даже замкнуты, не способны получать от них удовольствие.

Тревожность – фундаментальная проблема, без понимания которой невозможно понять эмоциональные нарушения поведения человека. Иррациональные корни такого поведения близкими, как правило, не принимаются во внимание. Между тем ощущение опасности, даже подсознательное и неоправданное, порождает тревогу. «Тревожная готовность» - предупреждение о наличии опасности. Тревога включает инстинкт самосохранения и мобилизует силы на выполнение определенной задачи (спасать себя).

Одним из источников тревоги является травма рождения. Первое переживание тревоги возникает в момент отделения ребенка от матери. Взаимоотношения младенца с матерью играют важную роль в возникновении тревоги при пренебрежении его интересами. Вся жизнь человека – это непрерывная череда отделений, напоминающих отделение от матери, но тревога возникает только в том случае, когда человек сопротивляется отделению. Тревога – первичное, недифференцированое ощущение опасности. Для нее характерно ощущение расплывчатости, неопределённости, чувства беспомощности. Тревога блокирует активность и заставляет вернуться к предшествующему состоянию безопасности. Поэтому она мотивирует отклонение от принятия решений и ответственности за них. Эмоциональное равновесие и психическое здоровье прямо пропорциональны степени осознания тревоги.

Как только тревога выходит за рамки первоначального побуждения, она становится проблемой. Возникает внутреннее беспокойство вследствие недостаточной приспособленности к сложившейся ситуации, включается механизм психической защиты, направленный не на прояснение и понимание тревоги, а на защиту от нее. Вытеснение импульсов тревоги лишает возможности осознать опасную ситуацию, что запускает тревогу по новому кругу. Как результат, тревога становится движущей силой в формировании тревожности – невротической черты характера.

Понятие тревожности ввел в практику австрийский невропатолог Зигмунд Фрейд в 1925 году. Тревожность проявляется в склонности к переживаниям, опасениям и хроническому беспокойству. Тревожные дети задолго до предстоящего события начинают переживать его и представлять возможные неудачи. Такие дети имеют склонности к вредным привычкам невротического характера: например, сосут пальцы или грызут ногти. Это помогает им немного снизить внутреннее напряжение.

Пример из практики: недавно ко мне на прием молодая женщина привела пятилетнего сына. Мальчик периодически грызет ногти и при этом импульсивно реагирует на замечания. Но больше всего маму волнует то, что сын никогда не улыбается. Голубоглазый мальчик, внешне – копия мамы, только без ее улыбки. Взгляд внимательный, пристальный. Слушает, о чем говорит мама, с серьёзным выражением лица. Румянец на щеках выдает его смущение. Ребёнок с трехлетнего возраста посещает детский сад, с детьми не играет, предпочитает наблюдать за их играми со стороны. Играет сам с собой, предпочитает уединение. Малыш из-за затяжных родов перенес гипоксию. В восьмимесячном возрасте мальчику поставили диагноз рахит. Также в анамнезе атопический дерматит.

Коротко о семье: со слов матери, в семье два лидера, поэтому атмосфера дома порой бывает напряжённой. Сын тянется к отцу, но отец постоянно занят и мало времени уделяет ребёнку. Вследствие этого ребёнок испытывает дискомфорт – ему не до смеха. Чтобы погасить хоть как-то тревогу, он грызет ногти.

На энцефалограмме ребенка отмечаются структурные изменения, наблюдается снижение активности нейронов в нижней фронтальной извилине, что, по-видимому, затрудняет распознавание намерений других людей. Дисфункция нейронов островковой и передней поясной извилин может снижать способность к сопереживанию. Нарушение связей между корковыми областями, перерабатывающими сенсорную информацию, и миндалиной, а так же фронтальными долями коры головного мозга, осуществляющими регуляцию поведения. Это нарушение ведет к искажению восприятия эмоциональной значимости текущих событий, снижению адаптационных возможностей психики, повышению уровня психомоторного возбуждения и истощению нервной системы. Этим, по-видимому, и обусловлена низкая толерантность к фрустрации и фиксация на внутренних переживаниях, смутное беспокойство и настороженность, готовность воспринимать любое событие, как неблагоприятное.

Наилучшим средством профилактики тревожности является взаимопонимание в семье. Профилактику детской тревожности начинать надо ещё до рождения ребенка, ведь ребёнок переживает тревоги матери вместе с ней еще в период внутриутробного развития. Неуверенная, неуравновешенная, беспокойная мать своей тревогой и несдержанностью негативно воздействует на ранимую психику ребенка, вызывая в нем тревогу и беспокойство. Поэтому очень важно, чтобы будущая мать пребывала в гармоничном душевном состоянии, чтобы в период вынашивания ребёнка ее не сопровождали тревоги, а, наоборот, чтобы ее окутали заботой и любовью. Обычно дети с повышенным уровнем тревожности рождаются у родителей, для которых ребенок не был желанным и своевременным, или они были настолько увлечены выяснением отношений, что забывали о его присутствии. Тогда, находясь «между двух огней», ребёнок становится нервным и раздражительным. Переживания рассогласования между родителями тягостно для ребёнка.

Чем младше ребенок, тем меньше он понимает, что происходит во взаимоотношениях взрослых, тем больше тревожится и боится. Наиболее пугающим является страх потерять любовь родителей, защищённость и заботу, оказаться беспомощным. У ребенка постепенно формируется робость, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от окружающих. Такие дети труднее адаптируются в новой обстановке, не проявляют любопытства, избегают сложных для себя ситуаций, хуже взаимодействуют со сверстниками, становятся замкнутыми и пассивными. Они ориентированы преимущественно на восприятие неприятной информации, пребывают в постоянном беспокойном ожидании неприятностей и в итоге начинают избегать всего нового и постепенно теряют способность радоваться жизни. Теряют интерес к людям, веру в себя и свои силы, в свои способности справиться с ситуацией.

Распознать тревожность помогают рисунки ребенка. Они отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а так же маленькими размерами изображений, закрашенными в темные цвета. Нередко тревожные дети склонны к «застреванию» на деталях, особенно мелких, кажущихся неважными, поскольку тревожность блокирует фантазию ребенка.

Тревожность – склонность переживать сильную тревогу по слабому поводу. Готовность воспринимать любое событие как неблагоприятное – проявление эмоционального неблагополучия. Тревожностью ребенок заражается от родителей. Она проявляется в неспособности самостоятельно принимать решения, добиваться поставленной цели. Необходимо помочь ребенку посмотреть на себя со стороны и улыбнуться. Нужно относиться к себе с юмором, чтобы оставаться в реальности.

Из биографии Эйнштейна известно, что он в детстве был тревожным ребенком, долго не разговаривал и вообще доставлял родителям немало огорчений. В итоге родители с этим смирились, а он в восемь лет взял и заговорил! Вам, наверное, на глаза попадалась фотография Эйнштейна, показывающего язык? Это иллюстрация победы над тревожностью.

Комизм в природе человека. Тревожность – признак дефицита чувства юмора. Человечество потому и выжило, что научилось смеяться. «Смех – сущность человека» (Рабле). Какое чудо – смеющийся ребенок! Чувство юмора и желание поозорничать, свежесть восприятия, удивление, свобода детского воображения от стереотипов, детская непосредственность. Дети всегда готовы к чуду. Чудеса случаются только в детстве.

Если вы замечаете тревожность у своего ребенка, то необходимо как можно раньше обратиться к врачу. Задача психотерапевта - помочь пациенту посмотреть на себя другими глазами, прислушаться к своим истинным чувствам и вернуться к реальности. Отношение к ребенку в детстве определяет его отношение к самому себе. Признание ценности ребенка как личности, поддержка стремления ребенка к самостоятельности и тактичное исправление допущенных ошибок – первоочередная задача родителей. К ошибкам и оплошностям ребенка следует относиться проще, но зато неустанно следует подчеркивать достоинства и успехи ребенка. Чтобы воспитать спокойного и уверенного в себе человека, надо самому быть спокойным и уверенным. Чем раньше вы начнете относиться к ребенку как к личности, тем раньше он ею станет.

Надеюсь, маму моего пациента отсутствие улыбки у ребенка волнует больше, чем его привычка грызть ногти.

Врач-психотерапевт
Детская поликлиника Литфонда





Статья подготовлена специально для medef.ru, клиника "Детская поликлиника Литфонда"

Врачи по Психиатрия

Alexsmirnov
Смирнов Алексей Викторович
Amitaus
Яковлев Сергей Валерьевич
boles
Болес Елена Никлаевна
irondoctor
Малахов Геннадий Петрович
профессор
efimkorn
Коренфельд Ефим Михайлович
все врачи по Психиатрия →
Авторизация
Восстановление пароля
Для того чтобы создавать сообщения, задавать вопросы и т.д., вы должны быть зарегистрированы. Если вы регистрировались, введите логин и пароль ниже. Если нет, пройдите несложную процедуру регистрации.