В последнее время заметно увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством и неуверенностью в себе. Их беспокойство обусловлено неготовностью к адекватной реакции на сложившиеся обстоятельства. Недооценка своих сил у таких детей сопровождается переоценкой своих опасений. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам и склонны отказываться от деятельности, в которой испытывают неудачи, не доводя начатое до конца. У них легко заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий они более непосредственны и естественны, на занятиях – скованны и даже замкнуты, не способны получать от них удовольствие.
Тревожность – фундаментальная проблема, без понимания которой невозможно понять эмоциональные нарушения поведения человека. Иррациональные корни такого поведения близкими, как правило, не принимаются во внимание. Между тем ощущение опасности, даже подсознательное и неоправданное, порождает тревогу. «Тревожная готовность» - предупреждение о наличии опасности. Тревога включает инстинкт самосохранения и мобилизует силы на выполнение определенной задачи (спасать себя).
Одним из источников тревоги является травма рождения. Первое переживание тревоги возникает в момент отделения ребенка от матери. Взаимоотношения младенца с матерью играют важную роль в возникновении тревоги при пренебрежении его интересами. Вся жизнь человека – это непрерывная череда отделений, напоминающих отделение от матери, но тревога возникает только в том случае, когда человек сопротивляется отделению. Тревога – первичное, недифференцированое ощущение опасности. Для нее характерно ощущение расплывчатости, неопределённости, чувства беспомощности. Тревога блокирует активность и заставляет вернуться к предшествующему состоянию безопасности. Поэтому она мотивирует отклонение от принятия решений и ответственности за них. Эмоциональное равновесие и психическое здоровье прямо пропорциональны степени осознания тревоги.
Как только тревога выходит за рамки первоначального побуждения, она становится проблемой. Возникает внутреннее беспокойство вследствие недостаточной приспособленности к сложившейся ситуации, включается механизм психической защиты, направленный не на прояснение и понимание тревоги, а на защиту от нее. Вытеснение импульсов тревоги лишает возможности осознать опасную ситуацию, что запускает тревогу по новому кругу. Как результат, тревога становится движущей силой в формировании тревожности – невротической черты характера.
Понятие тревожности ввел в практику австрийский невропатолог Зигмунд Фрейд в 1925 году. Тревожность проявляется в склонности к переживаниям, опасениям и хроническому беспокойству. Тревожные дети задолго до предстоящего события начинают переживать его и представлять возможные неудачи. Такие дети имеют склонности к вредным привычкам невротического характера: например, сосут пальцы или грызут ногти. Это помогает им немного снизить внутреннее напряжение.
Пример из практики: недавно ко мне на прием молодая женщина привела пятилетнего сына. Мальчик периодически грызет ногти и при этом импульсивно реагирует на замечания. Но больше всего маму волнует то, что сын никогда не улыбается. Голубоглазый мальчик, внешне – копия мамы, только без ее улыбки. Взгляд внимательный, пристальный. Слушает, о чем говорит мама, с серьёзным выражением лица. Румянец на щеках выдает его смущение. Ребёнок с трехлетнего возраста посещает детский сад, с детьми не играет, предпочитает наблюдать за их играми со стороны. Играет сам с собой, предпочитает уединение. Малыш из-за затяжных родов перенес гипоксию. В восьмимесячном возрасте мальчику поставили диагноз рахит. Также в анамнезе атопический дерматит.
Коротко о семье: со слов матери, в семье два лидера, поэтому атмосфера дома порой бывает напряжённой. Сын тянется к отцу, но отец постоянно занят и мало времени уделяет ребёнку. Вследствие этого ребёнок испытывает дискомфорт – ему не до смеха. Чтобы погасить хоть как-то тревогу, он грызет ногти.
На энцефалограмме ребенка отмечаются структурные изменения, наблюдается снижение активности нейронов в нижней фронтальной извилине, что, по-видимому, затрудняет распознавание намерений других людей. Дисфункция нейронов островковой и передней поясной извилин может снижать способность к сопереживанию. Нарушение связей между корковыми областями, перерабатывающими сенсорную информацию, и миндалиной, а так же фронтальными долями коры головного мозга, осуществляющими регуляцию поведения. Это нарушение ведет к искажению восприятия эмоциональной значимости текущих событий, снижению адаптационных возможностей психики, повышению уровня психомоторного возбуждения и истощению нервной системы. Этим, по-видимому, и обусловлена низкая толерантность к фрустрации и фиксация на внутренних переживаниях, смутное беспокойство и настороженность, готовность воспринимать любое событие, как неблагоприятное.
Наилучшим средством профилактики тревожности является взаимопонимание в семье. Профилактику детской тревожности начинать надо ещё до рождения ребенка, ведь ребёнок переживает тревоги матери вместе с ней еще в период внутриутробного развития. Неуверенная, неуравновешенная, беспокойная мать своей тревогой и несдержанностью негативно воздействует на ранимую психику ребенка, вызывая в нем тревогу и беспокойство. Поэтому очень важно, чтобы будущая мать пребывала в гармоничном душевном состоянии, чтобы в период вынашивания ребёнка ее не сопровождали тревоги, а, наоборот, чтобы ее окутали заботой и любовью. Обычно дети с повышенным уровнем тревожности рождаются у родителей, для которых ребенок не был желанным и своевременным, или они были настолько увлечены выяснением отношений, что забывали о его присутствии. Тогда, находясь «между двух огней», ребёнок становится нервным и раздражительным. Переживания рассогласования между родителями тягостно для ребёнка.
Чем младше ребенок, тем меньше он понимает, что происходит во взаимоотношениях взрослых, тем больше тревожится и боится. Наиболее пугающим является страх потерять любовь родителей, защищённость и заботу, оказаться беспомощным. У ребенка постепенно формируется робость, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от окружающих. Такие дети труднее адаптируются в новой обстановке, не проявляют любопытства, избегают сложных для себя ситуаций, хуже взаимодействуют со сверстниками, становятся замкнутыми и пассивными. Они ориентированы преимущественно на восприятие неприятной информации, пребывают в постоянном беспокойном ожидании неприятностей и в итоге начинают избегать всего нового и постепенно теряют способность радоваться жизни. Теряют интерес к людям, веру в себя и свои силы, в свои способности справиться с ситуацией.
Распознать тревожность помогают рисунки ребенка. Они отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а так же маленькими размерами изображений, закрашенными в темные цвета. Нередко тревожные дети склонны к «застреванию» на деталях, особенно мелких, кажущихся неважными, поскольку тревожность блокирует фантазию ребенка.
Тревожность – склонность переживать сильную тревогу по слабому поводу. Готовность воспринимать любое событие как неблагоприятное – проявление эмоционального неблагополучия. Тревожностью ребенок заражается от родителей. Она проявляется в неспособности самостоятельно принимать решения, добиваться поставленной цели. Необходимо помочь ребенку посмотреть на себя со стороны и улыбнуться. Нужно относиться к себе с юмором, чтобы оставаться в реальности.
Из биографии Эйнштейна известно, что он в детстве был тревожным ребенком, долго не разговаривал и вообще доставлял родителям немало огорчений. В итоге родители с этим смирились, а он в восемь лет взял и заговорил! Вам, наверное, на глаза попадалась фотография Эйнштейна, показывающего язык? Это иллюстрация победы над тревожностью.
Комизм в природе человека. Тревожность – признак дефицита чувства юмора. Человечество потому и выжило, что научилось смеяться. «Смех – сущность человека» (Рабле). Какое чудо – смеющийся ребенок! Чувство юмора и желание поозорничать, свежесть восприятия, удивление, свобода детского воображения от стереотипов, детская непосредственность. Дети всегда готовы к чуду. Чудеса случаются только в детстве.
Если вы замечаете тревожность у своего ребенка, то необходимо как можно раньше обратиться к врачу. Задача психотерапевта - помочь пациенту посмотреть на себя другими глазами, прислушаться к своим истинным чувствам и вернуться к реальности. Отношение к ребенку в детстве определяет его отношение к самому себе. Признание ценности ребенка как личности, поддержка стремления ребенка к самостоятельности и тактичное исправление допущенных ошибок – первоочередная задача родителей. К ошибкам и оплошностям ребенка следует относиться проще, но зато неустанно следует подчеркивать достоинства и успехи ребенка. Чтобы воспитать спокойного и уверенного в себе человека, надо самому быть спокойным и уверенным. Чем раньше вы начнете относиться к ребенку как к личности, тем раньше он ею станет.
Надеюсь, маму моего пациента отсутствие улыбки у ребенка волнует больше, чем его привычка грызть ногти.
Врач-психотерапевт
Детская поликлиника Литфонда