Аутизм представляет собой расстройство, которое возникает при нарушениях в развитии мозга. Это заболевание проявляет себя дефицитом социального взаимодействия, дефицитом общения, ограниченностью интересов, повторяемостью действий. Данные нарушения ярко выражены и имеют всесторонний характер. Как правило, все эти признаки проявляют себя до того, как ребенку исполнится три года. Также медицине известны более мягкие симптомы подобного рода. Их относят к расстройствам аутистического спектра.
Причина, которая вызывает детский аутизм, очень тесно связывается с генами, оказывающими воздействие на созревание в мозге синаптических связей. Но генетические дефекты достаточно сложны и пока ученым не удается объяснить, какие факторы приводят к развитию заболевания. Возможно, аутизм у детей развивается из-за взаимодействия определенного количества генов, а может быть причина в мутации, которая происходит редко. Иногда удается обнаружить устойчивую ассоциацию между врожденными дефектами и воздействием некоторых веществ. Есть и другие гипотезы, но они достаточно спорны, пока нет их научных доказательств. Некоторые пытаются связать аутизм с вакцинацией, но пока доказательств также нет.
Ранний детский аутизм сегодня является распространенным заболеванием, на каждую тысячу человек приходится шесть больных аутизмом. Следует также отметить, что гораздо чаще – примерно в 4 раза – аутизм обнаруживают у мальчиков. Очень резкий рост заболеваемости аутизмом был отмечен с 1980 года. Такой скачек частично объясняется тем, что на данный период приходится начало использования совершенно нового подхода к диагностике. О том, произошел ли реальный рост заболеваемости, данных нет.
Когда исследуется аутизм у детей, часто отмечаются изменения сразу в нескольких участках головного мозга. Пока не ясен механизм развития таких нарушений. В течение первых лет жизни родители отмечают некоторые признаки расстройства. Если при раннем детском аутизме своевременно начать поведенческую коррекцию и когнетивное вмешательство, то ребенку можно оказать эффективную помощь. Но методов, которые позволяют полностью излечить детский аутизм, еще нет. Все, что можно и нужно сделать – это привить навыки самостоятельной помощи себе, навыки социального взаимодействия, навыки общения. Детей, которые после того, как достигнут совершеннолетия, очень редко способны начать самостоятельную жизнь. Но бывают и случаи достижения значительного успеха. Среди людей, которые страдают аутизмом, уже успела сформироваться некая субкультура. Есть даже мнение, что такое состояние нельзя считать болезнью.
Тем не менее, официальная медицина продолжает считать, что аутизм у детей - это нарушение в развитии нервной системы. Проявления болезни чрезвычайно многообразны. Для того чтобы диагностировать детский аутизм, требуется наличие трех составляющих. Это недостаток социального взаимодействия в сочетании с нарушениями взаимных коммуникаций и ограниченностью интересов. Наблюдаются также постоянные повторения в поведении.
Также аутизм проявляет себя избирательностью в еде. Но подобные аспекты не играют существенной роли в диагностике. Дети с ранним детским аутизмом не способны к полноценному социальному взаимодействию. Они не могут интуитивно чувствовать настроения другого человека. Суть нарушений у детей в частности в том, что дети с ранним аутизмом гораздо реже улыбаются, им не хочется смотреть на других людей, они могут не откликаться на собственное имя.
Когда приходит время учиться ходить, дети с ранним детским аутизмом демонстрируют нежелание смотреть в глаза, при попытке взять их на руки, они не меняют свою позу, не предчувствуют, что сейчас произойдет. Чтобы выразить свои потребности такой ребенок использует руку другого человека.
В возрасте от трех до пяти лет, ребенок, страдающий аутизмом, не способен понимать социальную обстановку. Они абсолютно не способны спонтанно приближаться к другим людям и не реагируют на проявление эмоций другими людьми. Такие дети не пытаются имитировать чужое поведение. Дети с ранним детским аутизмом страдают от сниженной уверенности в привязанности, но данный показатель может выравниваться, если имеет место высокий уровень интеллектуального развития. В старшем возрасте дети с ранним аутизмом могут плохо справляться с распознаванием лиц, эмоций. Существует ошибочное мнение, будто дети с ранним аутизмом сами предпочитают находиться в одиночестве. Это не так. Им сложно завязать дружбу и поддерживать отношения.
Некоторые исследователи пытаются связать ранний аутизм с проявлением агрессии, актами насилия. В 2007 году был проведен опрос, который выявил, что вспышек гнева и агрессии среди детей, страдающих аутизмом не так уж много. Чаще агрессия возникает у тех детей, которым плохо удается осваивать речь. У подростков старше 15 лет, у которых диагностирован аутизм, иногда наблюдаются сочетание заболевания с психопатологическими состояниями, психозом. И именно с такими состояниями бывают связаны совершения насильственных преступлений, сам же по себе аутизм не характеризуется вспышками гнева.