Лет тридцать тому назад, в бытность мою московским врачом, я прочитал в Литературной газете статью, которая меня тогда поразила. Речь шла о том, что любимый всеми артист Евгений Леонов во время гастролей в ФРГ получил на сцене инфаркт, был успешно прооперирован в немецкой клинике и, возвращался на родину через 5-7 дней. В самолёте с ним по случаю оказался знаменитый советский академик . Кардиохирург, который был, так же как и я, потрясён рассказом артиста. Операция в день инфаркта, на следующий день встал, через три дня выписался из больницы. Я думаю, что окажись он на гастролях в российском городе, не удалось бы ему прожить тех лет, которые отвела судьба.
Я вспомнил эту историю в связи с тем, что последнее время в российских СМИ идёт постоянная информация о смертях молодых российских актёров или членов их семей.
У жены актёра Хабенского обнаружили опухоль мозга, дважды оперировали в Москве, неудачно, после чего решили обратиться к американской медицине. Но американские врачи тоже не боги – не спасли. Александр Абдулов был обследован в периферийной больнице, выставлен неправильный диагноз, потом лечение в Москве и, наконец, решили приехать в Израиль. Четвёртая стадия рака. Спасти не удалось. Последний случай с красавицей актрисой Анной Самохиной (вечная ей память). Только во время гастролей в Израиле она прошла гастроскопию, но оказался рак желудка 4 стадии, запущенный процесс, отказ в лечении в Израиле и Германии. При этом её муж в интервью сказал, что год назад делали гастроскопию в России и ничего не обнаружили.
Конечно, от рака и других болезней люди умирают во всём мире. Но я хочу обратить внимание на другой аспект проблемы. Все вышеназванные актёры, да и многие другие, всё-таки обращаются к зарубежной, в частности израильской, медицине, но почему-то в запущенной стадии болезни. Обращаются, значит, верят и знают, что у нас во многих вопросах есть больше возможностей помочь, но сначала всё-таки испытывают «на прочность» своих врачей. И запускают болезнь.
Волею судьбы с Леоновым случилась острая проблема, и его спасли в Германии, а если бы он вернулся домой и с болями в сердце продолжал работать, конец, несомненно, был бы другим.
Почему не обратились с лечением Караченцева в Израиль, где травматология и ортопедия в силу политических причин на самом высоком уровне в мире? К нам приезжают учиться врачи из европейских стран и США. А богатырь Турчинский, который определённое время жаловался на слабость, боли в сердце. Почему не приехал в Израиль, где ему моментально бы убрали тот тромб, который привёл к смерти? При этом я говорю не о самых бедных людях, у которых нет средств на лечение за границей. Да, и те, у кого нет средств, их изыскивают, потому что это даёт шанс спасти жизнь.
У меня нет ответа на это «почему». Я только понимаю, что жизнь у нас одна, и ссылки на занятость по работе, на съёмках, в театре и т.д. не просто смешна, а кощунственна. А эксперимент по принципу «попробую у себя, а не удастся, то поеду к вам», как видите, нередко заканчивается трагически.
Вечная память не по возрасту ушедшим. Задумайтесь над этим.
Доктор Хаит, M.D., Ph.D.
www.bestmedisrael.com