Моторная афазия возникает при поражении речедвигательного центра (центр Брока), для данного вида патологии характерным является то, больной либо совсем утрачивает способность говорить, либо у него сохраняются очень незначительные речевые возможности.
Больной с моторной афазией слышит речь, понимает её, но сам не владеет способностью воспроизводить речь. Ему трудно повторить правильно подсказанные слова, предложения, хотя в ряде случаев он может произнести обрывки слов и кратких фраз.
Как правило, у больного, страдающего моторной афазией, сохраняются наиболее автоматизированные обыденные слова и очень простые предложения, которые он использует без достаточного осмысления.
Наряду с такой тяжёлой картиной экспрессивной речи при чистой форме моторной афазии понимание речи сохраняется, нарушается чтение и письмо.
При сенсорной афазии в первую очередь нарушается восприятие речи (центр Верника), поэтому страдает и её понимание. Больной с сенсорной афазией слышит речь, но не понимает, о чём говорят. Это состояние можно сравнить с тем, которое бывает, когда человек слышит незнакомую иностранную речь. Такой пациент теряет способность узнавать ранее выученные слова. При сенсорной афазии распадаются навыки письма и чтения: больной не узнаёт написанных слов, даже тех, которые он раньше хорошо знал.
Афазию необходимо отличать от сходных состояний:
1. Афазия отличается от дислалии тем, что при дислалии нарушается только звуковая сторона речи, а при афазии, помимо этого, ещё и смысловая.
2. Моторная афазия отличается от дизартрии тем, что при моторной афазии грубые нарушения подвижности языка и губ вне речи не обнаруживаются. При дизартрии резкая ограниченность активности артикуляционного аппарата наблюдается как во время речи, так и вне речи.
3. При тугоухости у детей нарушается физиологический слух, а при всех формах афазии больные слышат хорошо.
4. Афазия ведёт к задержке психического развития, которое следует отличать от умственной отсталости, при которой снижение интеллекта является первичным, а нарушение речи вторичным.