Вся наша жизнь окрашена в яркие цвета самолюбия – все мы немного нарциссы. «Себялюбие – главный мотив наших действий» - писал Гельвеций. Поддержание самоуважения – естественная потребность человека. Нам небезразлично, кем мы являемся и насколько нужными для других себя чувствуем. Связь с другими необходима нам для сохранения психического здоровья. А если нет удовлетворения нарциссической потребности – то нет и внутренней устойчивости и уверенности в себе. Внутреннее достоинство – залог развития.
Понятие личности ввел в обиход немецкий психолог Христиан Вольф в 1734 году. Личность – это совокупность свойств, придающих целостность поведению человека. Стержнем личности является ее самооценка.
У детей личность находится в процессе формирования, поэтому ответственность за их поступки вменяется взрослым – их родителям. Родители, воспитатели, учителя принимают участие в формировании и развитии их личности, поэтому так важны для ребенка их понимание и поддержка. Понимание и поддержка родителей в раннем детстве помогают ребенку обнаружить свое «Я» и обрести адекватное о себе представление. Оно, в свою очередь, способствует гармоничному его развитию. Но если в семье взаимопонимание отсутствует и нарциссическая потребность ребенка не удовлетворяется, то ребенок в последующем вырастает лишенным уверенности в себе. Взрослый человек способен на искреннее проявление чувств, только если в детстве у него были родители или воспитатели, способные понять его.
Наша цивилизация – отражение нашего любования собой, как венцом творения. Каждый человек, наряду с реальным образом, хранит в душе смутный идеальный образ, который придает уверенности в себе. Нарциссичность в определенной мере сохраняется на протяжении всей жизни. Креативность, искусство, юмор – трансформации нарциссичности. Настоящая любовь соответствует первичному состоянию блаженства, когда мать и дитя были единым целым. А трогательная, столь детская по сути, родительская любовь к детям есть не что иное, как проявление нарциссичности. Атмосфера благожелательности располагает к проработке неизбежных разочарований. Возможность ребенка идеализировать себя и близких позволяет ему приблизиться к реальности. С ростом способностей, особенно способности мысленного предвидения последствий своих поступков, ребенок приобретает способность реалистично воспринимать себя, учитывать как свои достоинства, так и недостатки.
Негативное окрашивание реальности происходит из-за подавленных желаний и нереализованных стремлений. Когда человек внезапно осознает свою нереализованность и несостоятельность – не сделал то, что хотел, не стал тем, кем хотел стать – так как не хватило самолюбия. Но из всех жизненных свойств привить самолюбие труднее всего. Берегите его. Радуйтесь жизни.
Немецкий психиатр Карл Леонгард обратил внимание на то, что усиленные черты личности обладают тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. И в 1968 году понятие «акцентуированная личность» - личность, отклоняющаяся от нормы. Акцентуация со временем сглаживается.
Расстройство личности характеризуется тремя особенностями:
Акцентуации же могут не приводить к социальной дезадаптации вообще, или приводить лишь на непродолжительное время.
Термин «нарциссизм» ввел в практику английский терапевт Хэвлок Эллис в 1898 году, а в 1913 году английский невропатолог Эрнст Джонс описал нарциссический тип личности.
Нарциссизм и культура взаимосвязаны. В проблеме нарциссизма – как в зеркале - отражаются проблемы современной семьи. Вечно занятые взрослые разучились чувствовать и понимать своих детей, беречь и развивать отношения. Разобщенность и обособленность - питательная среда нарциссизма. В наше время растет число нарциссичных женщин и превышает количество нарциссичных мужчин. Цивилизация создается и сохраняется благодаря постоянному отказу индивида от удовлетворения своих нарциссичных потребностей. Нарушение самооценки сопровождается потерей рассудительности. Наша жизнь полна иллюзий, потому что правда кажется невыносимой, но иллюзии ведут к трагическим последствиям. Поэтому человек не может жить без правды. Обрести внутреннюю свободу можно лишь зная правду, имея о себе четкое представление.
Нарциссизм – серьезная психологическая проблема, корням уходящая в раннее детство. В основании ее лежат нарушения материнско-детских отношений. Аффекты играют ключевую роль в клинической ситуации. Предрасположенность к тем или иным аффектам является врожденной. Лишения, испытанные в первые месяцы жизни оставляют глубокий след в душе ребенка, и ведут к деформации ядра личности. В итоге самолюбие ребенка остается в зачаточном состоянии. Что в свою очередь приводит к формированию пессимистической установки – нежеланию принимать себя таким, как есть, и отчуждению от собственного «Я». И, как следствие - глубокое недоверие к себе и жизни в целом. Личность остается несформированной, а поведение организуется исключительно вокруг поддержания самоуважения.
Ранняя фрустрация потребности ребенка в любви и заботе, вследствие безразличия матери, активирует базальную ядерную тревогу. Поддержание самоуважения позволяет снизить уровень тревоги. С этой целью используется образ своего идеального «Я». Раздувание самомнения и создание ложного «Я» - компенсация дефицита самоуважения – становится идеей - фикс. Человек тешит себя иллюзиями и обрекает себя на пребывание в придуманном мире. Но отчуждение от своего подлинного «Я» усиливает базальную тревогу и приходится дальше раздувать самомнение. Круг замыкается. Защита от базальной тревоги посредством идентификации с идеальным «Я» мешает развитию реального «Я» и преграждает путь к самореализации.
Кроме того, нарушение самооценки сопровождается недостатком рассудительности. Это аналогично тому, что пьющий человек знает, что поступает плохо, но все равно продолжает пить, обманывая себя и окружающих. С упорством, достойным лучшего применения, он продолжает отстаивать свое мнение о том, что он не только лучше других, но и лучше самого себя. Чрезмерная чувствительность к критике и систематическое использование психических защит отдаляет его от окружающего мира. Поэтому патологическая идеализация собственного ложного «Я» - столь трудно корректируемое расстройство личности. Степень нарциссизма определяется уровнем неудовлетворенности собой и совей жизнью.
Нарциссическая мать, пренебрегающая потребностями своего ребенка, формирует тем самым нарциссическую личность и у ребенка. Такая мать передает нарциссизм, как эстафетную палочку в следующее поколение, поскольку ребенок запечатлевает в своей душе нарциссический образ матери и с ним себя ассоциирует. И если у нарциссической матери появляется дочь, то она во многом обречена на повторение ее судьбы, если ей вовремя не будет оказана квалифицированная психотерапевтическая помощь, и чем раньше, тем лучше.
Пример из практики.На прием пришла молодая женщина с двухлетней дочерью с жалобами на ее неуправляемость («невменяемость», как она выразилась). Устраивает истерики в людных местах, капризничает, настаивает на своем, постоянно на руках, беспокойная. Проблемы с едой – малоежка.
И вот передо мной маленькая девочка с грустными глазами, напряженная, тревожная, легковозбудимая, с невнятной речью. Со слов матери, до 6 месяцев у них с дочерью была идиллия, затем поведение изменилось из-за преждевременного приобщения к окружающему миру. Не хватало общения с отцом, так как он постоянно пропадал на работе, оно началось с полутора лет, после увольнения отца с работы, но было редким, эпизодическим, поверхностным.
Ребенок от третьей беременности, роды первые. Первые две беременности заканчивались выкидышами – не получалось выносить. Токсикоз с первых дней и до родов, лежала на сохранении. Девочка родилась недоношенной, до двух недель вела себя спокойно, после перестала спать – засыпала на 10-15 минут, потом лежала с открытыми глазами, у матери пропало молоко. К трем месяцам состояние немного стабилизировалось, но с 6 месяцев начали резаться зубы, и сон снова нарушился. Засыпала только на руках у матери. Ближе к году стали спать вместе, так продолжается до сих пор, папа же спит отдельно, недоволен этим. Оба родителя детей больше не хотят, каждый из них – единственный ребенок в семье.
Мама девочки считает себя очень мнительной, особенно в плане здоровья, поэтому часто ходит к разным психологам, пытаясь найти «своего». Свои опасения и страхи раздувает порой до истерики. Со своей матерью, бабушкой девочки, отношения напряженные: та тоже занята собой, каждый месяц меняет прическу, причем, каждый раз посещает нового мастера. Сразу после посещения стрижкой своей довольна, но проходит несколько дней, и ее мнение меняется на противоположное – выискивает недостатки и приходит к выводу, что прическа никуда не годится. В общении с мужем, дедом девочки, занимает позицию жертвы. На замечания дочери не реагирует. К дочери относится так же, как и к внучке – никак. Свою дочь, мать девочки, в 8-месячном возрасте отдала в ясли. Всегда была занята лишь собой, до других ей нет дела. Такая вот нарциссичная семейка.
А девочка предпочитает общение с мальчиками, играет в их игры, и себя тоже называет мальчиком. Поведение дочери бессознательно поощряется матерью, и это стимулирует ее стать замещающей мужской фигурой для матери в ее женском одиночестве. Вживание ребенка в роль противоположного пола происходит оттого, что девочка не чувствует, что ее поддерживают как девочку, особенно ей не хватает внимания и участия со стороны индифферентного отца.
Бессознательная идентификация с нарциссически холодной, отвергающей матерью может в дальнейшем выражаться в стремлении доминировать над мужчинами и нежелании иметь ребенка. Бессознательное незримо оказывает влияние на поведение. Ребенку катастрофически не хватает внимания и любви, и привлечь к себе внимание ей удается лишь с помощью капризов и повышенной требовательности. Ситуация сложилась беспросветная: глубокая обида, обманутые ожидания, недоверие и враждебность.
На томограмме маленькой пациентки отмечается незрелость префронтальных отделов коры головного мозга, отвечающих за регуляцию функции внимания и морального поведения. Так же отмечается уменьшение объема серого вещества и увеличение объема белого вещества головного мозга. Серое вещество – это нейроны, клетки мозга, белое – волокна, соединительные «провода» между ними. Избыток белого вещества облегчает фантазирование, но затрудняет самокритику, объективную оценку ситуации. Происходит перевозбуждение, поскольку активность тормозных центров снижена.
Любовь и забота матери создает у ребенка ощущение собственной ценности. Зачатки самосознания у младенца появляются тогда, когда он начинает сопоставлять свои ощущения, обусловленные собственным телом, с ощущениями, вызванными внешними предметами. Сопоставление ощущений способствует формированию у ребенка эмоционально-ценностного к себе отношения и развитию его индивидуальности. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. А к 2 годам ребенок уже четко осознает себя.
На формирование самосознания влияет соотношение ощущений и представление о себе. Самосознание способствует внутренней согласованности поведения ребенка. Младенец, справляясь с тревогой, проецирует ее на мать, мать ослабляет тревогу и объясняет ребенку ее причины. Благодаря поддержке матери ребенок учится самостоятельно справляться со своими эмоциями. Ребенок не сразу осознает себя как личность. Любовь и забота матери создают у ребенка ощущение собственной ценности, способствуют его формированию и развитию. Возможность идеализировать себя и близких позволяет ему приблизиться к реальности.
Внутриутробное единство матери и плода – раннее состояние нарциссизма – фаза грандиозного и естественного удовольствия от полноты слияния, собственного растворения в другом, полноты единения – полноты бытия, с рождением переходит в не менее грандиозную, но с противоположным знаком – фазу полного бессилия и беспомощности. Это познание оказывает травмирующее воздействие на психику ребенка и вызывает появление чувства базальной тревоги – тягостного неприятного чувства, невыносимого для младенца. Осознание собственного бессилия – дается крайне болезненно. Разумные родители помогают ребенку смягчить натиск реальности и облегчить переживание неудовольствия, тем самым поддерживая его самолюбие. Развитием воображения ребенок начинает различать фантазию и реальность и замечает, что угрозу появления неудовольствия можно предотвратить с помощью фантазии – мечты о новом слиянии и растворении в другом человеке. Эти мечты позволяют ему сохранять присутствие духа.
С развитием потребностей и интересов ребенок сталкивается с реальностью и узнает ее, замечая, что мама не всегда мгновенно откликается на его крик и его голод не всегда утоляется в ту же секунду и т. п. Но это помогает ему адаптироваться к реальности и обрести здоровое самосознание. Нарциссические отношения в повседневной жизни способствуют развитию уверенности ребенка, так как напряжение легче переносится, а отношения упрощаются. У человека, с которым жестко обращались в детстве, не может быть внезапного прилива чувств, ведь он может испытывать лишь те эмоции, которые были разрешены.
Ранняя фрустрация потребности младенца в любви и заботе сопровождается глубоким чувством обиды, обманутых ожиданий, «нелюбимости», эмоциональной неустойчивостью, пребыванием в придуманном мире, жаждой близких, доверительных отношений и ожиданием новых разочарований. Раннее эмоциональное отвержение и вечные поиски всеобъемлющей материнской любви. Аффекты первых лет жизни сопровождаются переживаниями высокой интенсивности и задержкой развития. Единственное место, где визуализация тревоги происходит беспрепятственно – это сновидения. Сновидения – апофеоз нарциссизма, когда недостаток адекватной самооценки с лихвой компенсируется избытком самомнения. Абсолютный нарциссизм – психоз, характеризуется разрывом связей с внешней средой и замещением ее своей личностью.
Цель психотерапии – возвращение пациента к реальности. У здоровой личности компенсация неизбежного природного чувства неполноценности идет путем развития знаний, навыков, профессиональной компетентности, что приводит в конце концов к социальной интеграции и здоровому чувству общности. У нарциссической личности все наоборот. Для того чтобы утаить свое несовершенство, возникает стремление к изоляции, а развитие приносится ему в жертву.
Признание собственного несовершенства – залог развития. Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, что пришли в голову другому человеку. Мы бессознательно совершаем те же ошибки, что совершали наши родители, а если мы не осознаем их и не исправим, то и наши дети будут совершать те же ошибки уже при воспитании своих детей. Задача психотерапевта – помочь пациенту посмотреть на себя другими глазами, прислушаться к своим истинным чувствам, обрести свое подлинное «Я» и вернуться к реальности.
Психотерапия нарциссизма требует от врача профессионального мастерства и большого личного опыта. Общение с нарциссической личностью утомительно – оно истощает морально и эмоционально, опустошая душу. Открытое обсуждение проблемы помогает выявить и исправить искажения в восприятии себя и других и наладить с ними нормальные отношения.
Отношение к ребенку в детстве определяет его отношение к жизни и к самому себе. Жертвенная позиция матери и чрезмерная любовь к ребенку мешает нормальному его развитию. При воспитании ребенка важно четко понимать, чем живет ваш ребенок, что чувствует и о чем думает, помочь обрести свое подлинное «Я» и стать самим собой. Для воспитания здоровых детей важную роль играет атмосфера семьи, нравственно – психологический климат. Главное в семье – любовь и взаимное уважение супругов. Дети уважают и любят тех родителей, которые уважают и любят друг друга. Их пример необходим детям для создания своих счастливых семей.
Турчинец Мирослав Корнилович
Врач-психотерапевт высшей категории.