Клинические симптомы:
1. Одним из первых и важных симптомов является нарушение памяти, как кратковременной (способность помнить недавно произошедшие события – вчера, неделю назад) и долговременной памяти (способность помнить события, произошедшие много лет назад, в детстве, юности).
2. Расстройство мышления – нарушается логическое мышление, способность к абстрагированию, обобщению, появляются такие симптомы, как обстоятельность мышления (неадекватное детализирование), возникает обеднение речи, стереотипность, вплоть до полной потери мышления и выражения мыслей.
3. Важным симптомом является потеря способности к критике и самокритике. Иногда у больных наступает частичные «озарения» с осознанием в какой-то степени своей интеллектуальной неполноценности, часто сопровождающиеся психопатическими реакциями.
4. Расстройство высших функций (нарушение письменной речи вплоть до алексии и аграфии, афазия – нарушение устной речи, акалькулия – неспособность к счетным операциям, апраксия - нарушение способности к выполнению двигательной активности, несмотря на ненарушенные моторные функции, агнозия - невозможность распознавать или идентифицировать объекты, несмотря на сохранное сенсорное восприятие)
5. Нарушение эмоциональной сферы – могут встречаться самые разнообразные расстройства (плаксивость или наоборот, постоянная веселость, раздражительность или полное безразличие, злобность, гнев или доброта, примитивность эмоциональных реакций и несоответствие их окружающим обстоятельствам)
6. Изменение личностных качеств.
7. Социально-трудовая дезадаптация.
8. Нарушение поведения и влечений (прожорливость, отсутствие аппетита, бродяжничество, потеря контроля над сексуальными влечениями и другие)
9. Психотические нарушения – появление бредовых идей. Наиболее часто встречаемые бредовые идеи – это бред преследования, ущербности, воздействия со стороны окружающих, порой самых близких, например, воровство, обман.
10. Расстройство внимания – невозможность сосредоточиться, следить за сменой темы, переключаться.
11. Дезориентация во времени, месте, собственной личности.
12. Расстройство воли – бездеятельность, отсутствие всякой инициативы, или непродуктивная бесцельная суетливость.
13. Постепенная утрата навыков самообслуживания.
Методы диагностики деменции. Лабораторные и инструментальные исследования.
• Клинический анализ крови
• Биохимический анализ крови (включая содержание витамина В12 и фолиевой кислоты)
• Исследование функций щитовидной железы
• Кровь на RW (реакция фон Вассермана) и исследование крови на ВИЧ-инфекцию
• Электрокардиография (ЭКГ)
• Электроэнцефалография (ЭЭГ)
• Компьютерная томография головного мозга (КТ)
• Магнитно-резонансная томография головного мозга (МРТ)
• Психологическое тестирование
Методы клинической оценки уровня интеллектуальных способностей:
• Ориентация во времени и пространстве. Больного спрашивают, какой сегодня день, число, месяц, год, место жительства и тд.
• Оценка способности к счетным операциям – больного просят в предела 100 произвести вычитания (100 – 7). Например, 90 – 7 – 7 – 7 =?
• Запоминание названий трех предметов. Больного просят запомнить название 3 предметов, затем после небольшого отступления просят назвать эти 3 предмета.
• Установочный тест FACT (Flowers, Animals, Colors, Towns). Больного просят назвать 5 любых названий растений, животных, цветов, городов.
• Рисование циферблата – больного просят расставить цифры на циферблате.
Циферблат
Критерии диагностики деменции:
Критерием диагностики деменции считают развитие множественного когнитивного дефицита: расстройства памяти (ухудшение запоминания новой и/или в сочетании с по крайней мере одним из следующих нарушений:
• афазия (нарушение речевой функции)
• апраксия (нарушение способности к выполнению двигательной активности, несмотря на ненарушенные моторные функции)
• агнозия (невозможность распознавать или идентифицировать объекты, несмотря на сохранное сенсорное восприятие)
• нарушение интеллектуальной деятельности (планирования, программирования, абстрагирования, установления причинно-следственных связей);
• нарушения памяти и когнитивных функций вызывают снижение социальной или профессиональной адаптации больного по сравнению с прежним уровнем
• постепенное начало и неуклонное прогрессирование
• отсутствие данных, которые могли бы указать на то, что расстройства памяти и когнитивных функций обусловлены каким-либо другим заболеванием, в том числе психическим, или повреждением центральной нервной системы
• признаки когнитивных нарушений выявляются вне состояний помрачения сознания